Что такое продтовары

 

Продовольственные товары – что это такое? Классификация и качественные характеристики товаров, реализация, пищевая ценность продукта и санитарно-гигиенические характеристики, защита прав потребителей. Что такое продовольственные товары? Что относится к пищевым товарам? Понятие, список товарных групп и требования к качеству.

Потребительские свойства

Потребительские свойства продуктов определяются совокупностью следующих составляющих:

  1. Пищевая важность продуктов соединяет в себе нужные свойства, качество, содержание питательных веществ.
  2. Биологическая значимость товара состоит в наличии витаминов, аминокислот, микроэлементов.
  3. Физиологическая ценность влияет на основные системы человека.
  4. Энергетическая сила устанавливается составляющими триады питательных веществ: белков, жиров и углеводов, и их усваивание.

В соответствии с законом «О защите прав потребителя» и ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые» каждый продукт должен иметь маркировку, располагающую информацией о главных потребительских качествах.

По маркировке можно определить:

  • название продукта;
  • производитель;
  • количественная характеристика товара;
  • составляющие продукта;
  • пищевая ценность;
  • условия для хранения и срок реализации;
  • порядок изготовления (для полуфабрикатов).

Процесс реализации пищевых товаров

Продовольственные товары могут реализоваться как на всем привычных рынках, так и в магазинах и крупных супермаркетах. Продажа продовольствия стала настоящей золотой жилой для посредников. На сегодняшний день уже редко где можно купить даже картошку непосредственно от производителя. Особенно это заметно в городах.

Так как привычные всем базары заменили огромные магазины, то и условия, на которые нужно обращать внимание при покупке того или иного продукта, поменялись. Во многом, именно из-за грязи и ненадлежащего хранения на рынках большинство из них были закрыты властями. Но и магазины не всегда блещут чистотой и гигиеной. В основном это отражается на улучшении качества хранения товара.

Условия хранения товаров можно разделить на три составные группы:
  1. Правильное размещение товара. К примеру, нельзя ставить хлебную продукцию и мясо на одну полку.
  2. Соблюдение температурного режима хранения продуктов питания. Так, молочную продукцию необходимо хранить при температуре не выше 15 градусов по Цельсию.
  3. Санитарно-гигиеническая составляющая. Сюда входит и чистота помещений и сохранность качества самих продуктов.
Все требования по хранению продовольственных товаров расписаны в соответствующих санитарно-гигиенических нормах и должны обязательным образом исполняться каждым предприятием, занимающимся их реализацией.

К сожалению, на сегодняшний день очень часто встречаются продавцы, которые недобросовестно относятся к этим требованиям, но в силу некоторых обстоятельств потребители вынуждены приобретать товары у них. Так, например, в сельских местностях или в отдаленных районах нет должной конкуренции, вследствие чего создаются условия монополии одного предприятия. И там чаще всего можно наблюдать нарушения требований законодательства по хранению продовольственных товаров.

Распределение пищевых продуктов по товарным группам

Те или иные продукты группируются в зависимости от применяемой классификации.

Распространённая учебная классификация разделяет все продовольственные товары на девять больших товарных групп:

  • плодоовощные – продукты с высокой биологической ценностью и низкой калорийностью (свежие фрукты, овощи, грибы);
  • зерномучные – крахмалистые изделия (хлеб, макароны, крупы, мука, зерно);
  • молочные – молоко и все молочные продукты;
  • сахар, мёд, крахмал, кондитерские изделия – всё, что касается сладостей и десертов;
  • вкусовые – обладают воздействием на нервную систему, а также имеют выраженный вкус и аромат (специи, чай, кофе, алкоголь, соль);
  • пищевые жиры – все растительные и животные жиры, масла, маргарин и майонез;
  • мясные – мясо и птица, в том числе в виде консервов;
  • рыбные – рыба в любом виде, рыбья икра и морепродукты, морская капуста;
  • яичные – яйца, а также яичный порошок и меланж.

Торговая классификация относит все продукты к одной из следующих товарных групп:

  • мясные;
  • рыбные;
  • яичные;
  • молочно-масляные;
  • хлебобулочные;
  • плодоовощные;
  • кондитерские;
  • винно-водочные;
  • пищевые жиры.
Если говорить о степени готовности, то продукция может относиться к гастрономической или бакалейной товарной группе.

Гастрономические товары:

  • мясные кулинарные изделия;
  • колбасы;
  • сыры;
  • копчёности;
  • консервы;
  • молочная продукция;
  • алкоголь и так далее.

Бакалеей считаются:

  • крупы;
  • макароны;
  • мука;
  • сухофрукты и сушёные ягоды;
  • грибы;
  • дрожжи;
  • сахар;
  • чай;
  • кофе;
  • специи;
  • соль и др.

Качественные характеристики пищевой продукции

Из за огромного выбора конкуренция среди продовольственных товаров очень высока. Поэтому определяющим фактором для потребителя является качество, пищевая ценность, свежесть и тому подобные свойства продукта. Когда речь идет о качестве пищевой продукции, очень сложно точно определить критерии. Так, к примеру, одним из основных критериев является наличие вредных веществ.

На рынке, к сожалению, не существует продукта, который бы на сто процентов обладал полезными свойствами. В той или иной степени каждый продовольственный товар причиняет вред организму. К примеру, мясо богато белками и углеводами, которые являются топливом для человека, но в то же время является одним из пищевых продуктов, ускоряющим старение организма.

По этой причине проводятся медицинские и биологические исследования, устанавливающие уровень вредности для того или иного продукта. Разобраться в этом качестве еды поможет молекулярный состав, обычно указываемый на этикетке товара.
Но для большинства сельскохозяйственных продуктов эти параметры установлены, и для товара отдельного производителя определить качество практически невозможно. К примеру, очень сложно на глаз, прямо на рынке определить качество картофеля или моркови.

Другими свойствами данной группы являются вкусовые свойства, ароматы и свежесть. Если свежесть товара можно определить исходя из даты изготовления, то ароматы и вкусовые качества можно узнать только во время пробы.

Ассортиментный перечень


Для всех торговых точек должен разрабатываться ассортиментный перечень продовольственных продуктов, который магазины формируют самостоятельно. Он основывается на специализации и профиле торговой точки и применяется для идентификации товаров.

Данный перечень необходимо утверждать в органах местной власти и службе Санэпидемнадзора.

Список должен содержать в обязательном порядке социальные продукты. При их отсутствии магазин может быть оштрафован в размере 100 минимальных зарплат.

Ассортимент должен иметь разнообразие по широте представленных продуктов, по стоимости и быть постоянно обновляемым.

При составлении правильного ассортиментного перечня магазин сможет удовлетворить спрос покупателей и получить максимальный экономический эффект.

Образец ассортиментного перечня продовольственных товаров.

Что к ним относится?


Продовольственные товары считаются продукцией пищевой промышленности. Продукция складывается из товаров, требующих специальной обработки, и тех, которые можно сразу употреблять в готовом виде.

К первым относятся продукты бакалеи, например, крупы, макароны, чай; ко вторым – гастрономия: колбасы, сыры, молочная продукция.

Торговая классификация продукции способствует правильной организации хранения, размещения и реализации:

  • хлебобулочные;
  • плодово-овощные;
  • кондитерские;
  • винно-водочные;
  • молочно-масляные;
  • мясные;
  • рыбные;
  • яичные;
  • пищевые жиры;
  • табачные изделия.

Из приведенной классификации видно, что даже сигареты попадают в разряд продовольственных товаров, так как их выпускает пищевая промышленность.

Рынок продовольственной продукции

Так как люди – это биологический вид, нуждающийся в постоянном питании, продовольственный рынок процветает. Пожалуй, данный сектор торговли является лидирующим по товарообороту. Поэтому бизнес, связанный с производством и продажей продовольственной продукции, считается наиболее прибыльным во всевозможных направлениях.

В целом, предприятия, осуществляющие производство и реализацию товаров пищевого назначения, подразделяются следующим образом:
  • производящие сырьевую продукцию;
  • предприятия, осуществляющие производство гастрономических пищевых продуктов;
  • организации, производящие готовое к употреблению продовольствие, например, консервированные товары и полуфабрикаты, а так же предприятия общественного питания.

Рынок имеет большое значение, как для производителей, так и для потребителей продовольственных товаров.

Данная система выполняет следующие функции:
  • информационная, связанная с распространением информации о товаре, его качестве и цене, а также о количестве спрос и предложения на тот или иной пищевой продукт;
  • посредническая, так как рынок предоставляет площадку для товарообмена и непосредственно приобретения продуктов питания потребителями.
  • ценообразующая функция включает в себя такие процессы, как соотношение спроса и предложения, конкуренцию в цене и в качестве, вследствие чего цены на отдельные товары растут, а на другие падают;
  • оздоровительная функция заключается в очистке рынка от некачественной продукции и нежизнеспособных предприятий.

Таким образом, именно рынок определяет, что и по какой цене продавать и покупать.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://pravapot.ru/tovar/prodovolstvennye-eto.html
  • https://potrebitely.com/tovary/prodovolstvennye-tovary-eto.html
  • https://zakonguru.com/zpp/tovary/prodovolstvie.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий